Обучение педагогов и детей посредством "деловых игр"

Разделы: Работа с дошкольниками


Предварительная работа – изучение разнообразной литературы по экологии.

ПРИРОДА – ГЛАВНОЕ СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

  1. РАЗМИНКА
  2. Есть у природы сердца безотказные, мудрые руки ее мастеров”. Что обозначают эти слова?

    Природа - не только легкие планеты, пища, одежда, но и самый сильный защитник своего организма, хотя и ей может быть предел.

    Все мы знаем многие экологические законы и традиции, давайте вспомним некоторые из них. Что такое “экологические звенья, цепи ”? Взаимосвязь между всем существующим на планете, в том числе и человеком.

    Кто занимает главное место в цепочке? Растения - без кислорода не было бы жизни на земле.

    Что это за “подвижное равновесие” в мире природы? Если много стало травоядных, обязательно увеличивается и поголовье хищников. Почему? Чтобы не съели всю траву.

    Какие вы знаете сосуществования и способы выживания живых организмов? Деревья, грибы, мхи, растения паразиты, птицы, животные, люди, бактерии и т.д. Все живут за счет кого-либо, или поддерживают друг друга.

    Сколько видов животных вымерло на земле, начиная с 1600 года? Около 150 видов животных - из них более половины за последние 50 лет.

    По чьей вине? В основном - человека.

    Какой вред приносит мусор природе? Огромный. Он отнимает у растений и животных место для жизни, нарушает красоту природы, способствует получению травмы. Стекло может от солнечных лучей поджечь лес, бумага исчезает бесследно только через 10 лет, целлофановый пакет - через 250 лет, металлические банки гниют 100 лет, а стекло лежит 1000 лет.

  3. ОЦЕНИТЕ СИТУАЦИЮ И РАССКАЖИТЕ, КАК БЫ ВЫ ПОСТУПИЛИ?
  4. (проблемные ситуации)

    1. Идут дети по лесной тропинке любуются красотой природы. Деревья знакомые находят, растения называют. Вдруг на дорожку выскочила большая жаба. Самый маленький Саша никогда не видел таких страшных лягушек, испугался и громко заплакал. Мама брезгливо отшвырнула лягушку ногой и стала утешать мальчика.

    Придумать рассказ для дошкольников о жизни лягушек о ее полезности для природы и человека.

    2. Идет по улице девочка с котенком на руках и горько-горько плачет. Мама велела выкинуть Кузьку на улицу, т.к. дома есть еще щенок и канарейка.

    Объясните, чем чреваты последствия?

  5. ПРИРОДЫ МУДРЫЕ СОВЕТЫ
  6. (изобретательство растений)

    1. Выдержит ли лист бумаги стакан с водой? Давайте проведем эксперимент.

    У каждого есть лист бумаги. Положите его на кирпичики. Что вы видите? Под своей тяжестью лист прогнулся. Кто догадался, что нужно сделать, покажите. Сложить гармошкой, ширина складки 1 см. Не прогибается? Попробуйте поставить стакан.

    Этот принцип называется гофрирование.

    У каких растений человек его подсмотрел? У пальм.

    Для чего им нужны такие листья? Благодаря такому строению листьев тропические и субтропические пальмы могут противостоять сильнейшим ливневым дождям и ураганам.

    Где человек применяет подсмотренное у природы средство защиты? В технике, для повышения прочности свойств конструкционных материалов; кровли, стенки металлических гаражей, черепицы для крыш, картон, фюзеляжи самолетов и т.д.

    2. Какое растение является прародителем железобетона?

    Как вы думаете, на основе чего был изобретен железобетон? На основе каркаса.

    Откуда люди позаимствовали этот каркас? Конечно от растений, но от каких?

    У каких растений есть такой мощный каркас и зачем он им? Подсмотрел это французский садовник Ж. Манье у кактусов, которые долго сохраняют плотный скелет, после отмирания мягких частей. Все знают, что кактусы - растения пустыни, где очень мало влаги, поэтому они в своих листьях скапливают очень много воды, но, не имея крепких подпорок, листья просто-напросто отрываются и падают на землю. В 1867 году Манье впервые применил каркас из металлической сетки для кадок своих цветов. Для чего это ему понадобилось? Да, мощные корни растений разрывали обручи на кадках, а вот с каркасом справиться не смогли.

    Какие еще примеры вы можете привести из растительного и животного мира, что человек взял себе на вооружение? Первобытный человек строил дома как термиты или бобры; с древних времен люди красили ткани соком растений; перепонки водоплавающих способствовали возникновению ластов; крылья птиц – самолетостроению и т.д.

  7. ИЗОТВОРЧЕСТВО
  8. (изобретатели)

    При помощи природного, бросового и любого другого материала создать композицию “Путешествие в лес полный сказок и чудес”. Проследить, какая имеется взаимосвязь между всеми видами и формами. Как они могут приспособится друг к другу и принести какую-либо пользу или вред?

  9. А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? (народная мудрость)
  10. 1. Как в стародавние времена называли березу и за что? Деревом четырех дел. Каких? Мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять. Правильно. Для освещения использовали лучину, младенцам давали березовый сок, подметали пол в избах и парили вениками в бане.

    2. Что рябина - это вовсе не ягода, почему? Рябину ягодой называют лишь в народе, на самом деле плоды рябины - это маленькие мясистые яблочки с семенами внутри.

    А вот 300 грамм мелко порубленных листьев рябины могут сохранить от порчи 100 килограмм картофеля.

    3. В русских деревянных церквах отразилась гармония стройных остроконечных елей, а в злотых куполах церквей заложена форма луковицы (“золотые луковицы”).

    Кто знает, чем руководствовались древние зодчие при выборе этих форм? Ответ подыскать к следующему педсовету.

  11. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  12. “Берегись, бед пока их нет”.

    1. Однажды молодой воспитательнице, захотелось повести детей на экскурсию в ближайший лес. Перед походом она провела инструктаж о соблюдении правил безопасности при передвижении по лесу. Не отставать, не рвать и не есть незнакомые ягоды и грибы, не бегать по лесу и не забредать в ручьи. Дети все поняли, т.к. это уже были 6-7-летние воспитанники, и путешествие началось.

    По лесной тропинке они углубились в лес, но тут случилось несчастье. Ваня засмотрелся на птичку на дереве и провалился ногой в мох, где спряталась коварная коряга. Он громко закричал от испуга и боли, т.к. ногу сильно зажало где-то в глубине коряги. Воспитательница попыталась вытащить его, но любое ее движение вызывало страх и боль у него. Что бы вы сделали на ее месте? (Принимаются любые ответы, даже самые невероятные) Примерные рассуждения: мы не знаем, цела нога или есть перелом, можно ли мальчика освободить своими силами, без посторонней помощи, или нужно госпитализировать, больница недалеко, но как оставить его одного и т.д.

    Выбирается самый оптимальный вариант. Например: "Тут мимо шел охотник, остановился он около растерянной воспитательницы и детей. Быстро оценил ситуацию, достал из рюкзака лопатку, мигом раскопал мох, разломал корягу и освободил ногу мальчика. Вмиг успокоившийся Ваня заулыбался."

    2. Пока решали эту проблему, маленькая Танюша, увидела красивую белку и потихонечку двинулась за ней. Белочка не спешила убегать и девочка, как завороженная, шла все дальше и дальше. Когда воспитательница наконец-то хватилась, что одного ребенка нет, и выяснила кого именно, Таня была уже далеко. Ваши действия?

    Примерные рассуждения: мы, не знаем, как давно она ушла и далеко ли. Пытались кричать и звать ее по имени, но из-за сильного шума слабый голосок девочки никто не услышал. Она попыталась идти куда-то, но вскоре голоса кричащих детей пропали и т.д.

    Примерный вариант. От усталости и испуга Танюша села на землю и громко заревела. Тут ее нашли две старшеклассницы, которые поблизости собирали ягоды и быстро отвели к воспитательнице.

    3. Успокоив девочку, воспитательница повела детей в детский сад, но тут Женечка споткнулась и упала, сильно ободрав колено. Кое-как очистив колено от пыли и грязи, дети и воспитатель устало побрели домой, по дороге от жары и пота колено воспалилось, и появилась гиперемия - покраснение, т.е. инфекция. Ваши действия?

    Примерные рассуждения: промыть рану кипяченой водой, но воду не взяли, и ручья поблизости нет; приложить подорожник, но он грязный и т.д.

    Примерный вариант. Хорошо, что детский сад уже был рядом, там медики быстро обработали рану и остановили инфекцию.

    Что нужно было сделать, чтобы подобного на экскурсиях не повторялось?

    Ответы педагогов. Реальные варианты.

  13. НАПИСАТЬ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ (экология для детей)
  14. На основе вышеизложенного, собственных знаний и опыта работы с дошкольниками написать конспект занятия по экологии, в котором следует отразить:

    • Взаимосвязь между растительным миром, животным и миром человека.
    • Умение познавать мир в действительности, несмотря на его положительные и отрицательные стороны.
    • Уважение и чувство эмпатии к живой и неживой природе.
    • Воображение, творчество, фантазию, речь, используя для этого поисковую активность детей.